Выделяются следующие функции политического сознания:
1) выражает интересы классов, социальных слоев, групп и тому подобных;
2) определяет социально-классовые ценности, ценностные ориентации;
3) регулирует политическое поведение людей.
Реализация политическим сознанием своих функций - сложный процесс. Говоря о нем, необходимо отметить следующие моменты.
Во-первых, различные элементы, формы, уровни и тому подобные политического сознания различным образом, с различной степенью широты и глубины выполняют обозначенные выше функции. Особая роль принадлежит политической идеологии, которая выражает социально-классовые интересы в теоретической форме, которая способствует превращению политических действий в целенаправленные, осмысленные. Теоретические положения, становящиеся основой регулирования политического поведения людей, формулируются в современных условиях, как правило, в политических программах партий, общественно-политических движений и тому подобных. Эти теоретические положения делятся на стратегические и тактические. Стратегические определяют конечные цели, главные задачи политических действий, регулируют политическое поведение на продолжительный период. Тактические определяют политическое поведение на непродолжительный период, в конкретной ситуации, указывают на способы, методы, средства достижения желаемого результата. Стратегические и тактические установки, хотя и регулируют, каждая по-своему, политическое поведение, вместе с тем, немыслимы друг без друга. Тактические установки подчинены стратегическим установкам, лишены смысла без последних. В свою очередь, реализация стратегических установок в конечном счете невозможна без тщательно разработанной тактики.
Во-вторых, реализация политическим сознанием своих функций неотделима от процесса развития самого политического сознания. Политическое сознание, как сложное по структуре, многоуровневое, активно воздействующее на политику явление, не возникает мгновенно. Как и иные формы сознания, политическое сознание имеет три основные ступени становления: 1) живое созерцание политической практики; 2) отражение политического бытия в мыслительных образах, в идеях; 3) обращение к практике прежде всего через формирование установок, задач практического действия и их последующую реализацию. По мере восхождения политического сознания от более низкой к более высокой ступени развития обнаруживается возрастающая потребность в организации, регулировании, управлении процессом формирования политического сознания, в превращении его в элемент общего регулирования политического поведения людей. Еще в начале ХХ века В.И.Ленин в своей известной работе Что делать обратил внимание на тот факт, что постичь политику через идеи дано лишь относительно небольшому кругу лиц - идеологам. В том же произведении он подчеркнул, что выработка стратегических и тактических установок, воплощение их на практике - не стихийный, а осуществляемый политической организацией процесс. Там же В.И.Ленин отметил, что процесс реализации стратегических и тактических установок начинается с внесения идей в сознание масс, с целенаправленного воздействия на умы людей. Целенаправленное идейное воздействие осуществляется через пропаганду и агитацию. При этом Г.В.Плеханов обратил внимание на известные различия между пропагандой и агитацией. Агитация - распространение сравнительно небольшого круга основных идей среди самых широких слоев населения. Пропаганда - распространение всего комплекса идей среди сравнительно небольшого круга достаточно подготовленных людей. Пропаганда выступает как более высокий по отношению к агитации уровень политического просвещения и воспитания людей. Политическая наука и практика ХХ века подтвердила и развила сформулированные классическим марксизмом взгляды на логику развития политического сознания. В настоящее время обмен взглядами, идеями представляется неотъемлемым и весьма важным элементом политических коммуникаций - процесса общения между людьми в сфере политики. Ныне признается особая роль пропаганды и агитации в процессе обмена идеями, взглядами. Пропаганда и агитация рассматриваются как важнейшие каналы информирования о политических, управленческих решениях, вырабатываемых политическими институтами. В новейшую эпоху в организации пропаганды и агитации достигли невиданных прежде масштабов умение, искусство сочетать основные условия успешного воздействия на умы людей: а) учет стратегических и тактических потребностей в политике; б) учет особенностей объекта воздействия, как социальных, так и психологических, биологических и так далее. Исходя из этого, организаторы пропаганды и агитации или формируют сознание, верно отражающие политические реальности, или различным образом манипулируют сознанием, распространяя политические мифы, утопические идеи и так далее. В эпоху научно-технической революции резко возросли возможности целенаправленного воздействия на массовое и индивидуальное сознание.
В-третьих, значение политического сознания, как фактора политики велико, но не беспредельно. В политике имеет значение и бессознательное (например, интуиция политика, чутье, инстинкт масс и тому подобное). Далее, степень влияния политического сознания на политические процессы - величина переменная, она может возрастать или уменьшаться. Об этом по-своему сказали в наше время авторы концепции деидеологизации и реидеологизации (Д.Белл и другие). Данное обстоятельство обусловлено не только собственными возможностями политического сознания, но и воздействием на него политического бытия, о чем далее пойдет речь.
Политика воздействует на политическое сознание, во-первых, как неотъемлемая часть общественной жизни, часть подверженная изменениям в пространстве и во времени, подобно всему обществу, во-вторых, как относительно автономная сфера, обладающая своей внутренней логикой развития.
Дисциплина ученого заключается в том, что он посвящает себя поискам истины. Эта дисциплина порождает желание идти на любые жертвы - будь то жертвы материальные или даже в крайнем случае жертва собственной безопасностью.